Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена на основе
следующих нормативных документов:
-Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ
Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
-Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
-Федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 20.05.2020г. № 254 (в ред. приказа
Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020г. № 766).
Программа рассчитана на 170 часов в год- 5часов в неделю.
Для реализации содержания программы используется учебно-методический
комплект В.В. Воронковой: учебник Э.В. Якубовская, Я.В.Коршунова «Русский язык»
(в 2 частях). Москва. «Просвещение», 2018.
Задачи:
вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;
учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме, развивать у обучающихся устную и письменную речь;
формировать практически значимые орфографические и пунктуационные
навыки;
воспитывать интерес к родному языку.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского
языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и
письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе
являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в
различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в
целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые
средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные
монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных
видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на
позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные
позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более
точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение
применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в
объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение
проверять написанное; умение (в объеме изученного материала) находить, сравнивать,
классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть
слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность
контролировать свои действия, проверять написанное.
Планируемые результаты:
«Звуки и буквы»
Обучающиеся должны знать: алфавит, расположение слов в алфавитном
порядке в словаре.
Обучающиеся должны уметь:
- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать
звуки, устанавливать последовательность звуков в слове),
- употреблять ь на конце и в середине слова,
- употреблять разделительный ь перед гласными е, ѐ, ю, я, и,
- писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу,
- писать слова с парными согласными в конце и в середине слова, подбирать
проверочные слова,
- ставить в словах ударение, различать ударные и безударные гласные,
- писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова.
«Слово»
Обучающиеся должны знать: предлоги до, без, под, над, около, перед,
Обучающиеся должны уметь:
- различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в
тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом,
- правильно писать имена собственные,
- писать предлоги раздельно с другими словами,
- употреблять разделительный ъ,
- подбирать родственные слова, находить корень,
- писать слова с непроверяемыми гласными, пользуясь словарѐм.
«Предложение»
Обучающиеся должны знать: члены предложения: подлежащее, сказуемое.
Обучающиеся должны уметь:
- членить речь на предложения, выделять в предложении слова, обозначающие,
о ком или о чѐм говорится, что говорится.
- составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами
в предложениях по вопросам,
- ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак,
восклицательный знак),
- находить в предложении подлежащее, сказуемое, второстепенные члены (без
деления на виды),
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,
- писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).
«Связная речь»
Обучающиеся должны уметь: составлять и распространять предложения,
устанавливать связи между словами по вопросам.
В классе не все обучающиеся могут усвоить учебный материал по предмету на
должном уровне в силу своих психо-физических особенностей. Все проверочные
работы, грамматические задания они выполняют с помощью учителя. Диктант
заменяется списыванием текста. Материал контрольных работ должен лежать перед
учениками на парте.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 4класс
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
План.
1 Часть
1-2
I.Повторение.
Предложение(16ч).
Предложение. Выделение его из текста.
2
3-4
Предложение законченное и незаконченное.
2
5-6
Завершение начатого предложения.
2
7-8
Предложение и его схема. Распространение
предложений.
Порядок слов в предложении.
2
Выделение в предложении названий предметов,
действий и признаков.
Составление предложений по сюжетной
картинке.
Составление предложений по предметной
картинке.
II.Звуки и буквы.
Ударные и безударные гласные (13ч)
Входящий контрольный диктант.
Работа над ошибками. Алфавит. Расположение
слов по порядку.
Гласные звуки и буквы. Соотнесение количества
гласных и слогов в слове.
Различение ударных и безударных гласных.
2
24-25
Одинаковое написание гласных в ударной и
безударной позиции.
2
26-27
Проверка безударной гласной в слове.
2
28-29
Проверяемые и непроверяемые безударные
гласные.
Твердые и мягкие согласные (9ч)
2
9-10
11-12
13-14
15-16
17
18-19
20-21
22-23
2
2
2
1
2
2
2
01.09.2023
04.09.2023
05.09.2023
06.09.2023
07.09.2023
08.09.2023
11.09.2023
12.09.2023
13.09.2023
14.09.2023
15.09.2023
18.09.2023
19.09.2023
20.09.2023
21.09.2023
22.09.2023
25.09.2023
26.09.2023
27.09.2023
28.09.2023
29.09.2023
02.10.2023
03.10.2023
04.10.2023
05.10.2023
06.10.2023
09.10.2023
10.10.2023
11.10.2023
30-31
32-33
34-35
36-37
38
39-40
41-42
43
44-45
Различение твердых и мягких согласных перед
гласными.
Словарный диктант. Обозначение мягкости
согласных на письме буквами и,е,ѐ,ю,я.
Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине
слова.
Различение твердых и мягких согласных.
2
2
2
2
1
Контрольный диктант № 1 по теме
«Различение твердых и мягких согласных».
Друзья
Написание жи–ши, ча–ща, чу–щу в словах(7ч)
Работа над ошибками. Активизация словаря по
2
теме.
Написание жи–ши, ча–ща, чу–щу в словах.
2
Знакомство с разделительным мягким знаком.
2
48-49
Перенос слов с разделительным мягким знаком и
без него.
Правило правописания слов с разделительным
мягким знаком.
Различение сходных по буквам слов с
разделительным мягким знаком и без него.
Мягкий знак для обозначения мягких согласных
и разделительный мягкий знак.
Разделительный мягкий знак. Закрепление
знаний.
Контрольный диктант № 2 по теме
«Разделительный мягкий знак». Осень.
Звонкие и глухие согласные (26ч)
2
Работа над ошибками. Различение звонких и
глухих согласных в словах.
Наблюдение за парными согласными на конце
слова.
правописание звонких и глухих согласных на
конце слова.
Словарный диктант. Проверка написания
звонких и глухих согласных на конце слова.
2
52-53
54-55
56-57
58
59-60
61-62
63-64
65-66
25.10.2023
26.10.2023
27.10.2023
07.11.2023
08.11.2023
1
Контрольное списывание по теме
«Проверяемые и непроверяемые безударные
гласные».
Работа над ошибками. Различение правил
2
09.11.2023
правописания в словах.
10.11.2023
Разделительный мягкий знак (ь) перед гласными и, е, ѐ, я (13ч)
46-47
50-51
12.10.2023
13.10.2023
16.10.2023
17.10.2023
18.10.2023
19.10.2023
20.10.2023
23.10.2023
24.10.2023
2
2
2
2
1
2
2
2
13.11.2023
14.11.2023
15.11.2023
16.11.2023
17.11.2023
20.11.2023
21.11.2023
22.11.2023
23.11.2023
24.11.2023
27.11.2023
28.11.2023
29.11.2023
30.11.2023
01.12.2023
04.12.2023
05.12.2023
06.12.2023
07.12.2023
08.12.2023
11.12.2023
2
78-79
Проверка написания звонких и глухих согласных
на конце слова.
Различение правил проверки парных согласных и
безударных гласных.
Различение правил проверки парных согласных и
безударных гласных.
Правила правописания в слове. Закрепление
знаний.
Контрольное списывание по теме «Звонкие и
глухие согласные «.
Работа над ошибками. Правила правописания в
слове.
Правила правописания в слове.
80-81
Правила правописания в слове.
2
82
Контрольный диктант № 3 по теме «Звонкие
и глухие согласные». Зима.
Работа над ошибками. Подбор слов на изученные
орфограммы.
2 часть
1
67-68
69-70
71-72
73-74
75
76-77
83-84
2
2
2
1
2
2
12.12.2023
13.12.2023
14.12.2023
15.12.2023
18.12.2023
19.12.2023
20.12.2023
21.12.2023
22.12.2023
25.12.2023
26.12.2023
27.12.2023
28.12.2023
29.12.2023
10.01.2024
11.01.2024
2
12.01.2024
15.01.2024
16.01.2024
17.01.2024
18.01.2024
19.01.2024
22.01.2024
23.01.2024
24.01.2024
25.01.2024
26.01.2024
29.01.2024
30.01.2024
31.01.2024
01.02.2024
02.02.2024
III.Слово.
Названия предметов (14ч).
85-86
Названия предметов, действий и признаков.
2
87-88
Различение названий предметов по вопросам
кто? что?
Различение названий предметов по вопросам
кого? чего?
Различение названий предметов по вопросам
кому? чему?
Различение названий предметов по вопросам
кем? чем?
Различение названий предметов по вопросам о
ком? о чем?
Выделение названий предметов в предложении.
2
89-90
91-92
93-94
95-96
97-98
99-100
101-102
103
104-105
Имена собственные (7ч)
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях
людей и кличках животных.
Большая буква в названиях городов, сѐл,
деревень, улиц.
Контрольный диктант №4 по теме «Названия
предметов, действий и признаков» Семья.
Работа над ошибками. Большая буква в
2
2
2
2
2
2
1
05.02.2024
06.02.2024
07.02.2024
08.02.2024
09.02.2024
2
12.02.2024
2
106-107
названиях городов, сѐл, деревень, улиц.
Названия признаков (22 ч).
Определение признаков предмета по вопросам
какой? какая? какое? какие?
13.02.2024
2
14.02.2024
15.02.2024
108-109
Постановка вопросов к названиям признаков
предмета.
2
16.02.2024
19.02.2024
110-111
Словарный диктант. Постановка вопросов к
названиям признаков предмета.
Различение признаков, обозначающих цвет,
форму, величину, материал, вкус предмета.
Подбор слов, обозначающих ряд признаков
одного предмета.
Определение предмета по его признакам.
2
20.02.2024
21.02.2024
22.02.2024
26.02.2024
27.02.2024
28.02.2024
29.02.2024
01.03.2024
04.03.2024
112-113
114-115
116-117
2
2
2
Контрольный диктант №5 по теме «Названия
предметов, действий и признаков». В деревне.
Работа над ошибками. Различение названий
предметов, действий, признаков.
Постановка вопросов к словам в предложении.
1
2
128-129
Распространение предложений словами,
обозначающими признаки предмета.
Контрольное списывание по теме» Названия
предметов, действий и признаков
Распространение предложений словами,
обозначающими предметы и признаки предмета.
Предлоги(15ч).
Предлоги по,к,от,над,под,о,в,на со словами.
130-131
Предлог ИЗ со словами.
2
132-133
Предлог ЗА со словами.
2
134
1
135-136
Контрольный диктант №6 по теме
«Предлоги». Обед.
Работа над ошибками. Предлог БЕЗ со словами.
137-138
Предлог ДО со словами.
2
139-140
Предлог ПРО со словами.
2
141-142
Предлоги. Закрепление знаний.
2
118
119-120
121-122
123-124
125
126-127
143-144
IV.Предложение.
Предложение.(20ч)
Выделение предложения из текста.
2
2
1
05.03.2024
06.03.2024
07.03.2024
11.03.2024
12.03.2024
13.03.2024
14.03.2024
2
15.03.2024
18.03.2024
2
19.03.2024
20.03.2024
21.03.2024
22.03.2024
01.04.2024
02.04.2024
03.04.2024
2
2
04.04.2024
05.04.2024
08.04.2024
09.04.2024
10.04.2024
11.04.2024
12.04.2024
15.04.2024
16.04.2024
145-146
Деление текста на предложения.
2
147-148
Завершение начатого предложения.
2
149-150
Порядок слов в предложении.
2
151-152
Порядок слов в предложении.
2
153
1
154
155
156
Контрольный диктант №7 по теме
«Предложение». Весна.
Работа над ошибками. Связь слов в предложении.
Связь слов в предложении.
Вопросительные предложения.
17.04.2024
18.04.2024
19.04.2024
22.04.2024
23.04.2024
24.04.2024
25.04.2024
26.04.2024
27.04.2024
02.05.2024
1
1
1
03.05.2024
06.05.2024
07.05.2024
157
Восклицательные предложения.
1
08.05.2024
158
Словарный диктант. Разные по интонации
предложения.
Построение вопросительных предложений.
Повествовательные и вопросительные
предложения.
Постановка знаков препинания в конце разных по
интонации предложений.
Контрольный списывание по теме
«Предложение». Белка.
Повторение (8ч).
1
13.05.2024
1
1
14.05.2024
15.05.2024
1
16.05.2024
1
17.05.2024
Работа над ошибками. Правописание гласных и
согласных в слове.
Правописание гласных и согласных в слове.
Названия предметов, действий, признаков.
Названия предметов, действий, признаков.
Предложение.
Предложение.
Итоговый контрольный диктант с
грамматическим заданием № 8 Наш сад.
Работа над ошибками. Правила правописания в
слове.
1
20.05.2024
1
1
1
1
1
1
21.05.2024
22.05.2024
23.05.2024
24.05.2024
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
1