Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Иловлинская средняя общеобразовательная школа №2
Иловлинского муниципального района Волгоградской области
РАЗРАБОТКА УРОКА В РАМКАХ
Тема урока «Свойства живого» - 5 класс,УМК И.Н. Пономаревой
Автор Исаева Вера Викторовна, учитель биологии высшей
квалификационной категории МБОУ Иловлинской СОШ №2
1 Пояснительная записка.
Методическая разработка является одним из вариантов проведения урока по
теме «Свойства живого» по учебнику Биология. 5 кл.: для
общеобразовательных. учреждений /И.Н.Пономарева «Вентана –Граф.2012
Тема урока отражает требования ФГОС ООО в основе которого лежит
системно – деятельностный подход. В разработке представлен один из типов
уроков деятельностной направленности – решения конкретно-практических
задач. Цель урока задаѐтся с тенденцией передачи функции от учителя к
ученику. Используются разнообразные формы (сочетание репродуктивной и
проблемной формы обучения), методы (словесные, наглядные) и приѐмы
обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. По
ходу урока подразумевается обучение детей осуществлять рефлексивное
действие (обнаруживать незнание, находить причины затруднений).
Обучающиеся учатся работать по образцу и творчески. На уроке задаются
критерии самоконтроля и самооценки (происходит формирование контрольнооценочной деятельности у обучающихся). Деятельностные цели:
-Формирование умений реализации новых способов действий;
- формулирование цели учебной деятельности, по овладению обобщѐнными
способами приобретения новых знаний. Обучающиеся должны уметь выбирать
способ и средства реализации учебной цели, развивать умение находить общее,
закономерности, отличное (формирует основы теоретического мышления);
осуществлять самооценку собственной учебной деятельности на уроке, меру
своего продвижения к цели. Решаемые учебные проблемы: учебнопрактическая проблема (по педагогической значимости), требующие усвоения
новых действий, фронтальная (по способам организации процесса решения),
урочная (по месту возникновения).
\
Технологическая карта урока
Предмет
Биология
Тема урока
Свойства живого
Класс
5
Цель урока Формирование базы биологических понятий о свойствах живых организмов и
организме как единице живой природы
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Выделение
существенных
признаков живых
организмов,
различение
на
таблицах органов
живого
организма.
Организма как.
единица живой
природы
Метапредметные Регулятивные Коммуникативные Личностные
Умение работать
с
источниками
биологической
информации,
умение адекватно
использовать
речевые средства
для
дискуссии,
сравнивать
разные
точки
зрения.
а)
учиться
самостоятельно
обнаруживать
и
формулировать
учебную
проблему,
определять
цель учебной
деятельности
(формулировка
вопроса урока)
б)
учиться
осуществлять
самоконтроль и
коррекцию;
Формирование
ответственного
отношения
к Формулирование
корригирующей
обучению,
самооценки
формирование
интеллектуальных
умений. а) учиться
слушать и понимать
речь
другого
человека.
б. )
учиться
самостоятельно
организовывать
учебное
взаимодействие при
работе в паре. в)
учиться
ставить
вопросы, выражать
свои мысли.
я самооценка
Решаемые
учебные
проблемы
Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.
Основное
содержание
учебного
материала
Живая природа
Организм
Орган
Живой организм.
Признаки живой природы: обмен веществ; раздражимость; рост;
развитие, размножение движение.
Организм – единица живой природы
Мультимедийная установка, интерактивная доска
Вид
используемых на
уроке
средств
ИКТ
Оборудование
7 компьютеров, интерактивная доска, мультимедийная установка
Образовательные drofa.ru
school-collection.edu.ru
интернетресурсы
СТРУКТУРА УРОКА
1. Актуализация знаний
Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы
учащихся; формирование коммуникативных умений.
Деятельность учителя
1. Демонстрирует
Деятельность учащихся
Рассматривают слайды с изображением объектов
Слайды с изображением (объекты живой природы, называют науки, которые изучают
живой
природы
Иловлинского данные объекты живой природы.
района):
Растений
Грибов
Животных
Бактерий
(Приложение №1)
2. Задает вопросы:
- Какие науки изучают данные
объекты (упор на то, что данные
природные
объекты
нашей
местности)
- Где вы встречали данные объекты
- Что вы знаете о бактериях, говорит Называют местность, в которой встречали данные
о том, что данные объекты буду объекты. Могут сказать, что не видели никогда
бактерии
изучаться позже
3 Просит сделать вывод, почему
современная
биология
«семья» Делают вывод о том, какие объекты изучает биология
и какие проблемы решает эта наука
биологических наук
4 Просит прочитать предложения Читают предложения задания №6 рабочей тетради,
стр.5, выполненные дома
задания №6 рабочей тетради, стр.5
5 Просит дать анализ ответов ребят
по плану
Анализируют ответы одноклассников
- правильность излагаемых фактов
- последовательность ответа
- полнота ответа
- научность ответа
6 Фиксирует в оценочном листе
результаты работы учащихся
2 . Создание проблемной ситуации.
Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения и дать направление его
решения
Деятельность учителя
1. Показывает фрагмент мультфильма
Деятельность учащихся
Смотрят фрагмент мультфильма
Приложение №2
2. Задает вопросы:
Говорят о том, что они увидели, перечисляют
- Прокомментируйте увиденные объекты в увиденные объекты.
мультфильме.
Говорят, что увидели живые и неживые
- Какие объекты вы увидели?
объекты природы
-Разделите объекты на две группы
- По каким признакам вы это определили
Пытаются сказать, что данные объекты живые
так они передвигаются, растут, размножаются
- Как найти эти знания?
Формулируют тему
- Какова наша тема?
3 Просит открыть рабочие тетради, записать Оформляют тетради, заполняют две колонки
таблицы
тему и начертить таблицу
знаю
Хочу узнать узнал
Заполнить первые две колонки
3. Целеполагание
Цель формирование познавательных мотивов учебной деятельности.
Деятельность учителя
1. Формулирует и записывает учебную
задачу: “Почему организмы называют
живыми”?
2.
Предлагает
учащимся
прочитать
выделенные курсивом признаки живых
организмов
4. Планирование
Деятельность учащихся
Записывают задачу в тетрадь.
Читают, озвучивают, выполняют задание №3,
стр.7 рабочей тетради
Цель формирование способности
учебный материал
анализировать, сравнивать, доказывать имеющийся
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Предлагает
Инструкция
инструкцию к работе.
1. Прочитайте текст учебника параграф 2, стр.9-11
2.Предлагает для работы
слайды
(Приложение 2. Рассмотрите слайды, предложенные вам
№3,
использованы Приложение № 3
краеведческие
5 Соотнесите слайды и признак, доказывающий, что данный
материалы)
организм является живым
5 Исходя из жизненного опыта и наблюдений ищет слайды,
доказывающие, что живые организмы состоят из органов, которые
отличаются у растений и животных
5. “Открытие нового знания”.
Цель формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее,
высказывать свою точку зрения.
Деятельность учителя
1. Формировании
живого организма
Деятельность учащихся
модели 1 Учащиеся оформляют кластер
(синтез - составление целого
из частей
Живой
орган
изм
6. Применение нового знания
Цель применить знания в новой ситуации
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Предлагает выполнить задания
1 Показывает слайд сосульки
2 Говорит, что сосулька растет
3 Живая ли сосулька, почему?
Отвечают живая ли сосулька, обосновывают почему,
отвечают на основной вопрос урока «Свойства живого »
исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои
предположения.
Приложение №4
7. Рефлексия
Цель формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели
урока.
1. Предлагает вспомнить тему и
задачи
урока,
заполнить
последнюю графу таблицы,
«Узнал»,
соотнести
личное
продвижения к цели и успехи
класса в целом
- Какой ответ на основной
вопрос урока мы можем дать?
Чьи версии подтвердились? Как
оцените свою работу?
Определяют степень соответствия поставленной цели и
результатов деятельности: называют тему и задачи урока,
заполняют третью графу таблицы «Узнал»,
знаю
Хочу узнать узнал
Отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся
эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.
Определяют степень своего продвижения к цели.
2. Оценивает работу учащихся,
дает домашнее задание.
8. Домашнее задание
1. П. 2 упр 3,4- базовый уровень.
2 Пронаблюдайте объекты живой и неживой природы нашей местности, запишите их в свои
тетради, сделайте рисунки, фотографии (по выбору), задание 5,6 – повышенный уровень
9 Озвучивает оценки, пользуясь оценочным листом
Литература
1. И.Н. Пономарева. Биология. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений –
«Вентана - Граф», 2012г. C. 8-11
2. Саркисова И.И. Приемы педагогической техники для развития
универсальных учебных действий//справочник заместителя директора
школы. – 2012. -№9. C.34-38
3. Архивные материалы ПП «Донской»и фотоматериалы семейного архива
автора