Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Иловлинская средняя общеобразовательная школа № 2
Иловлинского муниципального района Волгоградской области
403071, Волгоградская область, Иловлинский район,
п.г.т. Иловля, ул. Спортивная, 5; тел. 8-(84467) 5-16-51
ИНН 3408007840; КПП 340801001
(Обобщение опыта работы учителя по применению деятельностного
метода обучения)
Работу выполнила
Литвинова Елена Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ ИСОШ №2
Иловля 2020
Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю.
Китайская пословица.
Педагог, любящий свою профессию, стремится к тому, чтобы его уроки
были интересными, необычными, чтобы дети с удовольствием шли к нему
на занятия, активно участвовали в учебном процессе. Можно ли, всего этого
добиться? Еще лет десять тому назад я бы подумала, а сейчас с уверенностью
говорю: «Возможно!» Возможно, если в своей работе использовать
деятельностный подход, при котором развитие ученика происходит не путем
передачи информации, а в процессе его собственной активной деятельности.
Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную
формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом,
полученные знания приобретают личностную значимость и становятся
интересными. Придать процессу усвоения знаний деятельностный характер
помогают мне методы и приемы современных технологий, среди которых
наиболее приемлемыми для меня являются следующие:
- технология проблемного обучения;
- технология развития критического мышления;
- технология дифференцированного обучения.
На уроках литературы в старших классах наибольшее предпочтение я
отдаю проблемному обучению. Оно привлекательно тем, что в процессе
урока учащиеся заняты не столько заучиванием и воспроизведением
знаний, сколько решением задач-проблем, подобранных в определенной
системе. Я стараюсь организовать работу учащихся таким образом, чтобы
они самостоятельно отыскивали в материале нужные для решения
поставленной проблемы сведения, делали необходимые обобщения и
выводы, сравнивали и анализировали фактический материал, определяли, что
им уже известно, а что еще надо найти, выявить, обнаружить. При таком
методе работы внимание учащихся обращается не только на содержание
усваиваемых знаний, но и на способы организации учебной деятельности по
их усвоению. Кроме того, усвоение знаний осуществляется путем
совместной, коллективной деятельности преподавателя и учеников.
Основу проблемного обучения составляет умение найти острый,
проблемный вопрос, создав тем самым на уроке проблемную ситуацию и
организовав способы ее решения.
Давайте рассмотрим несколько методических приемов выполнения этой
задачи на примере урока внеклассного чтения в 10 классе по рассказу Б. П.
Екимова «Про счастье». В начале урока я создаю проблемную ситуацию,
используя прием «Яркое пятно», с помощью небольшого социального ролика
о счастье.
Далее подвожу учащихся к противоречию с помощью вопросов:
«Какого человека можно назвать счастливым? Можем ли мы однозначно
ответить?» и предлагаю им самим найти способ его разрешения, опираясь на
рассказ писателя.
Для решения проблемных вопросов организуется работа в группах, чтобы
каждая группа определила своѐ понимание счастья из предложенного
рассказа. Борис Петрович в произведении предлагает 4 варианта счастья,
поэтому работают 4 группы, которые получают одинаковые задания, но у
каждой – свой отрывок из рассказа.
Задание для групп (ученик - ассистент организует работу группы,
распределяет роли).
Все вместе: прочитайте отрывок
1 ученик – выразительное чтение вслух отрывка.
2 ученик - Озаглавьте его. Сформулируйте и запишите главную мысль
отрывка.
3 ученика отвечают на вопросы:
- Что мы узнаем о знакомом автора?
- О чем мечтает герой?
- В чем его счастье?
В ходе работы побуждаю учащихся сравнивать, обобщать, делать
выводы из ситуации, сопоставлять события, факты (например, сравнивать
высказывания героев). Систематизируем ответы учащихся с помощью
приема «Гроздья мыслей. Счастье».
Обратите внимание, что на уроке мы выводим формулы счастья только
героев Б.П.Екимова, а в качестве домашнего задания я предлагаю
продолжить работу, вспомнив произведения других писателей, чьи герои
искали счастье. В будущем такой материал поможем учащимся при
подготовке к итоговому сочинению.
Прием «Гроздья мыслей» - один из приемов технологии «Развитие
критического мышления через чтение и письмо» (или сокращенно РКМЧП).
Приемы и методы ТРКМЧП я использую в своей практике уже около десяти
лет. Данная технология простыми и понятными методами позволяет сделать
обучение интересным и осмысленным, позволяет сформировать в процессе
обучения среду, в которой комфортно и учителю, и ученику. Еще один прием
данной технологии, который я использую, называется «Круги Эйлера».
Круги Эйлера помогают запоминанию структуры различных сочетаний
мыслей и облегчают решение ряда задач тем, что этот метод помогает
максимально упростить рассуждения при решении задач. Известно, что с
помощью эйлеровых кругов можно проверить истинность умозаключения,
основанного на сравнении. Это математическое понятие, представляющее
собой чертежи наглядного изображения отношений между понятиями.
Впервые данный прием использовала на уроке в 10 классе по литературе по
роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», анализируя образ
Печорина. Каждая повесть романа - отдельный круг. Взаимное расположение
кругов может быть разным: они могут совпадать, могут не иметь точек
совпадения, а могут перекрещиваться и т.д. В любом случае учащимся
приходится анализировать те или иные объекты сравнения по ряду
признаков. У нас круги пересекаются друг с другом, а это значит, что
повести объединены чем-то или кем-то. Класс был разбит на 5 групп
(желательно чтобы в каждой группе были и сильные, и слабые ученики).
Вопросы для всех групп одинаковые:
1.Кто герои каждой повести?
2. Перечислите основные события каждой повести.
3. Каков главный герой повести: внешность, поведение, черты характера?
В ходе анализа каждой повести в круг записываются выводы. В результате
сравнения образа Печорина, была получена такая запись:
Задан
ия с использованием приема “Круги Эйлера” отличаются наглядностью,
способствуют моделированию усваиваемой информации, развивают
абстрактное мышление и приобретают особую важность при работе с
отстающими учащимися. Давайте разберемся, почему? Нерадивому ученику
не обязательно читать весь роман, достаточно познакомиться с одной
повестью, которую он будет анализировать и результаты записывать в круг.
Когда все круги заполнятся, можно делать выводы, сопоставлять. Такая
работа посильна каждому ученику. И еще один момент: данный материал –
очень хорошая шпаргалка при написании сочинения.
Тревожная проблема сегодняшней школы - неуспевающие дети.
Как следствие – пропадает интерес к учѐбе и уверенность ученика в себе.
Выходу из создавшейся ситуации в какой – то мере помогает уровневая
дифференциация знаний и умений. Этот метод обучения в своей работе
применяется мною.
Цель уровневой дифференциации знаний и умений – обеспечить каждому
школьнику базовый уровень подготовки, представляющий государственный
стандарт образования, и создать благоприятные условия тем, кто проявляет
интерес к обучению. В соответствии с этим в каждой теме определяется
необходимый нижний уровень знаний и умений, на основе которого
формируется повышенный уровень усвоения материала. Такой подход
позволяет большинству школьников добиваться успехов в учѐбе без ущерба
для здоровья, не подавляя других интересов и склонностей.
Я долго думала о том, как сделать урок интересным для всех: и для тех, кто
любит читать, и для тех, для кого книга не является другом, и для творческих
ребят. На этом этапе мне помогли слова Ильина: «Урок литературы - это
школьная церковь, где тебя примут, поймут, утешат».
На уроках литературы в старших классах, особенно в тех, где ученики с
разным уровнем способностей, я предлагаю работу в группах.
1 группа - «Наблюдатели» (учащиеся, по каким-то причинам не
подготовившиеся к уроку). Эти ребята в течение урока слушают выступления
своих одноклассников из группы «Исследователи» и выполняют свои
задания. Например, в 11 классе на уроке по творчеству М. Горького, работа
с таблицей «Мое знакомство с героями рассказа»
Ларра
Данко
Старуха Изергиль
Итогом их работы будут письменные ответы на вопросы:
«Кто из героев произвел на меня впечатление? Почему?
2 группа - «Исследователи» (ученики, которые прочитали произведение,
готовы в течение урока исследовать характеры героев, их поступки)
3 группа – «Творческая» (ученики, которые сами пишут стихи, хорошо
рисуют). Эти ребята получают опережающие задания, а в конце урока
защищают свои творческие работы.
Такие группы формируются непосредственно перед уроком, каждый ученик
сам выбирает ту группу, в которой он будет себя чувствовать уверенно.
Такая форма работы, на мой взгляд, имеет ряд положительных аспектов:
- у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание
сильному;
- реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в
образовании, повышается уровень мотивации ученья;
- повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих
способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех,
избавиться от комплекса неполноценности.
Я рассказала лишь о некоторых методах и приемах технологий, которые
использую на уроках литературы. Надо сказать, что данные технологии
предлагают широкий набор методических приемов и стратегий ведения
урока, а значит, есть, чему учиться. Конечно, разработка каждого урока с
применением современных технологий требует большого количества
времени и сил, но именно такие уроки дают определенный результат. Ребята
научились работать в сотрудничестве, изменилась к лучшему ситуация с
прочтением программной литературы, чтение стало осмысленным, потому
что дети научились выделять ключевые моменты, работать с источником
информации, сравнивая, обобщая и делая выводы; и, наконец, учащиеся
стали смелее выражать свои мысли в устной и письменной форме. И как
итог: повысилось качество знаний по предмету, ученики активно участвуют
в различных конкурсах, олимпиадах, реализуется проектная деятельность.
Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в
своей практической работе, так как все составляющие этого метода
общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого
элемента и использовать их в работе системно.
Дифференцированное обучение – это не дань моде, это жизнь, доказавшая,
что люди всѐ – таки рождаются разными.
К наиболее существенным понятиям теории дифференцированного обучения
относится следующее: «Дифференцированное обучение – это технология
обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее
благоприятных условий для развития личности ученика как
индивидуальности».
Тревожная проблема сегодняшней школы - неуспевающие дети.
Как следствие – пропадает интерес к учѐбе и уверенность ученика в себе.
Выходу из создавшейся ситуации в какой – то мере помогает уровневая
дифференциация знаний и умений. ( Этот метод
обучения в своей работе применяется мною).
Цель уровневой дифференциации знаний и умений – обеспечить каждому
школьнику базовый уровень подготовки, представляющий государственный
стандарт образования, и создать благоприятные условия тем, кто проявляет
интерес к обучению. В соответствии с этим в каждой теме определяется
необходимый нижний уровень знаний и умений, на основе которого
формируется повышенный уровень усвоения материала. Такой подход
позволяет большинству школьников добиваться успехов в учѐбе без ущерба
для здоровья, не подавляя других интересов и склонностей.
Если ученик достигает уровня обязательной подготовки – это хороший
сигнал учебного успеха.
Я рассказала лишь о некоторых приемах ТРКМЧП, которые использую на
уроках литературы и русского языка. Надо сказать, что технология
предлагает широкий набор методических приемов и стратегий ведения урока,
а значит, есть, чему учиться. Конечно, разработка каждого урока с
применением ТРКМЧП требует большого количества времени и сил, но
именно такие уроки дают определенный результат. Ребята научились
работать в сотрудничестве, изменилась к лучшему ситуация с прочтением
программной литературы, чтение стало осмысленным, потому что дети
научились выделять ключевые моменты, работать с источником
информации, сравнивая, обобщая и делая выводы; и, наконец, учащиеся
стали смелее выражать свои мысли в устной и письменной форме. И как
итог: повысилось качество знаний по предметам, ученики активно
участвуют в различных конкурсах, олимпиадах, реализуется проектная
деятельность.
Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в
своей практической работе, так как все составляющие этого метода
общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого
элемента и использовать их в работе системно.